Ассоциация Коммуникационных и Маркетинговых Агентств Беларуси
СВЕТЛАНА ШАПОРОВА: HR-БРЕНД НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАН С ОБЩИМ БРЕНДОМ КОМПАНИИ
15-16 июня в Минске пройдёт конференция «Дни маркетинга, рекламы и брендинга. Летний формат», организатором которой выступает Ассоциация Коммуникационных и Маркетинговых Агентств. Деловая программа конференции будет представлена актуальными докладами и мастер-классами от известных представителей профессионального сообщества.

Следующий гость рубрики интервью со спикерами «Дней маркетинга, рекламы и брендинга. Летний формат» – Светлана Шапорова, директор rabota.by. На конференции Светлана выступит с темой «HR-БРЕНД КОМПАНИИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ» и расскажет об исследованиях, инструментах и технологиях, которые нужны маркетологам.
Конференция «Дни Маркетинга, рекламы и брендинга» впервые пройдет в столь турбулентный и очень непростой период для деловой активности. Изменилась ли ситуация на рынке труда в сфере маркетинга и рекламы по итогам первых месяцев этого года?
Справедливости ради стоит отметить, что это не первый кризис за последние два года. Когда в 2020 году в начале года пришла пандемия, рынок маркетинга и рекламы отреагировал падением количества вакансий на уровне около 30%, а в конце февраля этого года рекламная сфера одной из первых отреагировала на кризисные условия - компании начали оптимизировать бюджеты и пересматривать маркетинговую стратегию. Полноценный эффект от текущей ситуации нам еще только предстоит оценить в ближайшие месяцы. Если в период пандемии компании находились в режиме ожидания и после вернулись на рынок рекламы, то в текущих обстоятельствах после паузы не все смогут возобновить свою работу.

Что, на ваш взгляд, сегодня является наиболее важным в HR-маркетинге? Могут ли маркетологи оказывать существенное влияние на сохранение позиций на рынке труда своих компаний?
В условиях нестабильности каждая компания ищет возможности устоять и противостоять кризису. Для этого разрабатываются различные антикризисные программы управления, направленные на сохранение конкурентоспособности и узнаваемости бренда.

К HR-маркетингу это также относится, ведь трудный период рано или поздно закончится, а на восстановление испорченного бренда работодателя понадобятся годы. Сложная экономическая ситуация порой вынуждает наиболее пострадавшие компании расставаться с частью сотрудников. Если приходится идти на этот шаг, важно организовать его так, чтобы потом не пришлось с огромным трудом восстанавливать репутацию.

Работа над репутацией и имиджем компании ведется по двум направлениям: внешний и внутренний бренды. И в последние годы вырос спрос на таких специалистов, как марчары. Марчар - специалист, который использует инструменты маркетинга для решения задач в области HR. Поэтому даже в работе с коллективом и потенциальными соискателями не обойтись без рекламных средств.

Какие, на Ваш взгляд, инструменты эффективны для продвижения HR-бренда?
Работа с имиджем доступна как крупным корпорациям, так и малому бизнесу — масштаб не имеет значения. Самое главное — сформулировать ключевые сообщения HR-бренда: какая у вас компания, каких сотрудников вы ищете и что от них требуется, почему работать с вами хорошо и какие могут возникнуть сложности в первое время. Для этого можно использовать различные инструменты.

В первую очередь, качественный профиль компании на сайтах поиска работы. Это один из самых доступных вариантов, ведь там зачастую размещаются вакансии. Кроме этого, полезно использовать рекламное продвижение вакансий на страницах работного сайта, таргетировать аудиторию по опыту работы и другим ключевым признакам, показывать вашу вакансию только подходящему соискателю. Также можно пустить в ход разные рекламные каналы воздействия: визуальные (баннеры, брендирование вакансий, презентационные страницы компаний), текстовые (смс- и email- рассылки) и социальные сети (профильные каналы и группы).

Хорошей идеей может стать участие в различных партнерских программах - конференциях, совместных материалах и публикациях, ярмарках вакансий. Полезно "миксовать" разные каналы, ведь благодаря этому увеличиваются шансы найти подходящего кандидата.
Какую роль играет, на Ваш взгляд, креатив для эффективности HR-маркетинга и коммуникаций в кризисное время? Есть ли особенности, новые инсайты?
Нестандартную HR-кампанию можно запустить с разными бюджетами и разным уровнем креатива. Важно понимать, что креатив должен быть уместен и не вызывать у аудитории противоречий. Зачастую интересный поход к аудитории позволяют находить офлайн-мероприятия: тематические конференции, ярмарки вакансий. Выставочные места компаний позволяют проводить разнообразные активности, конкурсы и лично рассказывать о программах трудоустройства в компанию.

Важно помнить, что вакансия — это своего рода реклама компании. Текст вакансии должен быть привлекательным для целевой аудитории, содержать преимущества, которые выделяют компанию среди других нанимателей и обеспечивать приток новых сотрудников в компанию. Поэтому работа над содержанием вакансии - рекламного предложения от нанимателя - важна и с точки зрения маркетинга и внешнего бренда, и с позиции HR.

Если тон вашего HR-бренда позволяет использовать неформальные каналы, то можно использовать социальные сети. Например, некоторое время назад одна популярная видеосеть запустила функцию, которая позволяет соискателям записывать короткие видео-резюме, а HR таким образом отбирать понравившихся кандидатов. Социальные сети дают большое поле для креативной коммуникации через рекламу, баннеры или видео.

Видео не теряют своей актуальности. Некоторые наниматели также снимают креативные ролики о компаниях и вакансиях. Кстати, на rabota.by целый раздел так и называется "Жизнь в компании". А в формате видео - креатив границ почти не знает. Важно, чтобы креатив не был ради креатива. Он должен работать на достижение целей компании и создание позитивного имиджа работодателя.

На конференции Вы выступаете с темой "HR - бренд компании в новых реалиях: исследования, инструменты и технологии, которые нужны маркетологам". Почему вы выбрали именно такую тему ?
Потому что каждый из нас не только сотрудник или руководитель, но и человек со своими эмоциями. Соответственно, в какой-то момент все хорошо или все плохое, что происходит в компании, может стать достоянием общественности. Поэтому важна постоянная работа с коллективом и потенциальными сотрудниками. Это касается как крупного бизнеса, так и малых и средних компаний.

Хорошая репутация способна оказать положительное влияние на качество и количество соискателей, соответственно HR-бренд поможет подобрать лучших специалистов с точки зрения релевантного опыта и компетенций.

Сотрудники, работающие в компании, также способны больше ценить свое рабочее место, если знают, что работодатель не просто платит им заработную плату, но и заботиться о благосостоянии своего коллектива. Люди ищут, где работа и условия будут удобнее, комфортнее, интереснее и приятнее.

HR-бренд неразрывно связан с общим брендом компании. Довольные сотрудники могут стать амбассадорами бренда, рассказывать о продуктах и услугах компании, участвовать в рекламных и маркетинговых активностях. Таким образом, хорошая репутация будет привлекать нужных соискателей, которые с большой вероятностью могут совпасть по корпоративным ценностям с существующей командой.

Принять участие в конференции «Дни маркетинга, рекламы и брендинга» могут как представители компаний, так и частные лица. Ознакомиться с программой и стать участником можно здесь. До 6 мая действуют льготные условия аккредитации.