Ассоциация Коммуникационных и Маркетинговых Агентств Беларуси
Маркетинг в Республике Беларусь: состояние и перспективы

Факультет маркетинга УО «БГЭУ» силами преподавателей и студентов в апреле-мае 2021 года провел маркетинговое исследование, главной целью которого стало определение уровня и перспектив развития маркетинга, отдельных его инструментов в Республике Беларусь. В опросе приняло участие более 200 специалистов, представляющих организации международного, регионального и локального уровней, разных сфер и масштабов деятельности. Свое мнение представили руководители компаний, руководители маркетинговых, рекламных и брендинговых отделов и служб, специалисты.

При оценке уровня развития маркетинга в Беларуси ответы респондентов распределились следующим образом: 2,3% определи его как продвинутый (большинством компаний используются самые современные инструменты маркетинга от традиционных до диджитл); 34,1% как высокий (белорусские компании активно используют различные маркетинговые инструменты в оффлайн и онлайн среде); 55,2% как не достаточно высокий (белорусские компании используют некоторые инструменты оффлайн и онлайн-маркетинга, порой эпизодически) и 8,6% как не высокий (белорусскими компаниями редко используются передовые инструменты маркетинга, не уделяется им должного внимания). Среди респондентов, которые выставили более высокие оценки, 76% отнесли себя к работающим в компаниях, лидирующих или играющих ведущую роль в применении маркетинговых технологий. 78,4% определивших уровень развития маркетинга в Беларуси не достаточно высоким, видят свою компанию среди ведущих.

По оценке деятельность собственных организаций, получена следующая структура ответов: 25,4% работают в компаниях, которые лидируют в области применения маркетинговых технологий, активно внедряют новейшие маркетинговые решения; 52,1% - в компаниях, старающихся применять передовые маркетинговые решения, не отставать от конкурентов; 19,4% - в компаниях, принимающих некоторые маркетинговые решения скорее эпизодически и для решения частных задач; 2,6% - в компаниях, не уделяющих особого внимания маркетингу.

Представителям профессии также было предложено назвать вызовы в области маркетинга, с которыми столкнулись их компании в 2020 г. 59% специалистов определило необходимость поиска новых подходов к привлечению и удержанию новых клиентов вызовом №1, 54% в качестве вызова №2 отметили падение спроса из-за пандемии, для 49% вызовом №3 в 2020 г. оказалась необходимость разработки специальных маркетинговых проектов в период пандемии короновируса.

Относительно приоритетов в области маркетинга и рекламы в 2020 году мнение опрошенных разнилось в зависимости от занимаемой должности. Так, руководители компаний в топ 3 приоритетах назвали интернет-продвижение, продажи и работу с клиентами; руководители отделов и служб – конкурентный анализ, сбор маркетинговой информации и продажи; специалисты – конкурентный анализ, сбор и анализ маркетинговой информации, разработка рекламных стратегий.

Рисунок 1. Топ-5 маркетинговых приоритетов в 2020 г.


Оценивая перспективы развития и новые возможности маркетинг-индустрии на 2021-2022 гг., в качестве наиболее интересных были названы: усиление SMM-стратегий и тактик; персонализация клиентского опыта, построение эффективного мультиканального маркетинга (актуально для более 50% опрошенных специалистов). 68% респондентов назвали формирование потребительского опыта важным направлением развития своих компаний, 61 % - таковым увидели персонализацию клиентского опыта.

Рисунок 2. Перспективы развития в маркетинге на 2021-2022 гг.
Определяющими маркетинговыми целями на 2022-2023 гг. респонденты назвали увеличение продаж (ожидаемо в виду проблем падения спроса и реструктуризации некоторых бизнес-процессов), удержание конкурентных позиций (усиление конкурентной борьбы, доступность новых маркетинговых технологий, высокая требовательность белорусского потребителя и ограниченность его доходов), увеличение количества клиентов, увеличение эффективности интернет-маркетинга и увеличение уровня лояльности клиентов (ранее в приоритетах значился исключительно поиск новых).
Рисунок 3. Маркетинговые цели на 2021-2022 гг.
Полученные в ходе исследования результаты позволили сформировать общее видение маркетинговых проблем и перспектив, лучше понять перспективные направления и технологии маркетинга. С полной версией отчета можно ознакомиться здесь http://fmk.bseu.by/%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%ba%d0%b5%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b3-%d0%b2-%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%bf%d1%83%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%b5-%d0%b1%d0%b5%d0%bb%d0%b0%d1%80%d1%83%d1%81%d1%8c-%d1%81%d0%be%d1%81%d1%82/.

Факультет маркетинга и логистики УО «БГЭУ» выражает благодарность всем принявшим участие в опросе специалистам и компаниям, готовым к сотрудничеству и взаимодействию. (декан факультета, Разумова С.В.)